суббота, 10 мая 2014 г.

#23 дела с мобильным. Тема 23Цифровой сторителлинг



Как рождается история?
Как делают историю?
Как используют историю?
В том числе и цифровую…

     Темные и Светлые подростки, собранные вместе, в спрятанном от людских глаз интернате..
Это «Школьный дозор».Новая книжка Сергея Лукьяненко про школу волшебников. Там есть немыслимые, нечеловеческие технологии обучения.
Про современный ноутбук у каждого ученика и говорить не приходится.
Но вот ведь, какая странность:
«Учителя настаивали, чтобы ученики много писали и только чернильной ручкой в простой тетради»
Думаете для конспирации?
Не угадали.
Оказывается «Файлы и распечатки,
как известно,магию не держат»
Итак,Сторителлинг


Сторетеллинг-это подача информации(практически любой)через историю.
Цифровые истории содержат графику,текст аудио или видеозаписи, музыку,
Мультипликацию
Но истории эти создаются всегда под определённую задачу
-проект
-продвижение того или иного продукта
-для преподавания
И прочее…
Это неплохо. Это удобный инструмент для работы.
Но вот «магию эти истории не держат»
Эти истории конструируются. Элементы сгруппированы в 11 категорий.
Это конструктор «Лего»
А библиотека знает про истории нечто другое. То,
чего больше нет нигде.И об этом невероятно трудно рассказать.
Как невозможно пересказать музыку.
Художественный текст –живой. Образный.
Настоящий.
И услышать это, понять,
помочь войти читателю в мир литературы -и есть наша главная цель.
Или уже нет?
Боюсь, что нет
История сторителлинга -это технологически выдержанное «изделие»с использованием
известных психологических приёмов и манков
-Здравствуйте, Артемий Лебедев! да!
Для женской рекламы герои белые, пушистые, головастые с большими глазами детишки-зверюшки.
Как в знаменитом фильме говорилось:»Бабе-цветы,детЯм –мороженое»(С)
Учителю это может быть полезно. Хотя не знаю я историй, интересных для всех
Зато на загадку, интригу, обращение к себе, любимому -ловится практически каждый.
Поэтому сторителлинг-активная форма обучения. Наверное,
эффективная.
Но в любом случае, это продуманная манипуляция,
с благой образовательной целью. Технология. Этакий кадаврик- эта история. Оживляж. Фантик.
Да..Грамотная!С началом, кульминацией и выразительным финалом. Але!
Особенно меня пугает, когда такие истории в обязательном порядке вменяется создавать детям как проект. Бывает.
Я сразу вспоминаю: «Вряд ли и водка доставит человеку удовольствие, если пить ее по предписанию врача и покупать в аптеке по рецепту»Дон-Аминадо

Мы перестали работать по тексту.
Мы в библиотеке сегодня работаем по людям.
«Водим народы»…А народы не понимают зачем им Евгений Онегин.
Да и библиотека-зачем?
«Как ящик с аккордеона,
А музыку унесли»(С)
Сторителлинг в нынешней библиотеке- очень к месту и ко времени.
Эффектно, стильно, наглядно
На руках всегда есть цифровой продукт, который можно продемонстрировать.
(Как это- что библиотека делает? А вот!)

Я прошу прощения у моих коллег ,которые талантливо и с удовольствием работают с детьми и создают подобные истории.
 Я несправедлива. Но у меня просто другие мечты о библиотеке.
Нет. Мне не удалось работать, как мне хотелось бы. Наверное, я хочу невозможного.
Да! Для меня библиотека начинается с книг. Любых. И цифровых тоже.
А пока, я читаю Евгения Шварца..
Эти его слова. И как-то можно жить дальше.
 Как будто всё хорошо.

«Человек из мертвого камня сделает статую – и гордится потом, если работа удалась.
 А поди-ка из живого сделай еще более живое. Вот это- задача! Вот это-работа!»(С)
«Обыкновенное чудо»

19 комментариев:

  1. Люда, вы как всегда, всё подвергаете сомнению... Что ж, критическое переосмысление, переработка готовых рецептов может принести свои хорошие плоды...

    Мне кажется, сторителлинг - это попытка научиться говорить с молодыми на их языке. Говорить то с ними надо? Надо! Так лучше это делать так, чтобы это было им понятно и интересно.
    А разговора по душам это не исключает, я думаю. Если таковой - душевный - контакт состоится с читателем....

    Людмила, какая вы молодец, что продолжаете курс "23 дела"! А я вот сошла с дистанции... С этими политическими событиями... так переживала, пять месяцев вообще не могла ни о чем писать, ничем заниматься.... все ушло на третьестепенный какой-то план.... ((((

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила, умеете вы встряхнуть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Оль..За всё спасибо.)))
      Я ниже в посте немного говорю и о вас.Вы мне много помогли и помогаете.

      Удалить
  3. Спасибо,Волна,что откликнулась
    Жаль,что Вы сошли с дистанции.Ведь еще есть время вернуться
    Я так мечтала прочитать Вашу историю)))
    А вообще я очень благодарна курсу #23 дела.
    Это просто кладезь невероятной новой информации о возможностях работы в сети.Буквально всё там можно применить в библиотеке.Это очень классно!Я буду к этому ещё возвращаться непременно.И в этом смысле публикации в БШ,к которым всегда можно вернуться-тоже своего рода цифровая энциклопедия для нас.Спасибо всем)))) Что касается моей "критичности"...Вот ведь,Волна-я же туповата на технические умения и навыки.Пока все красиво(вначале)работали по курсу,катались в танце на своих фигурках,я тупо ХОДИЛА в своих гагах по паркету.У меня не получалось НИЧЕГО сразу.НИЧЕГО!Я месяц делала твиттер.Я туда на обложку не могла выложить картинку.Через час после создания-у меня самоубился инстанграмм.Я пол-года преодолевала свою тупость
    Каждое задание-ребус.Вытираю свои сопли и делаю.Но при этом я думаю-зачем мне это умение?.Вероятно в своём блоге я имею право поделиться с соучениками и этой рефлексией.Что касается последней темы.У меня не пошло ни одно приложение из рекомендованных по курсу.Подозреваю,что они теперь платные.Объясняшки тоже не пошли,поскольку у меня андроид.Будь вменяемый русский ресурс я бы возможно заценила сторителлинг.Я не умею с ним работать -говорю честно.Но прежде чем ругать нечто,я же пытаюсь с этим разобраться.Я же не лаюсь на пустом месте.Каждое задание,как мини бой с тенью.Контузия в результате-я хочу поговорить об этом.У меня сомнения)))))Я не выпендриваюсь чеслово)))Ну вот..Учёбу по курсу я начала в трудный момент-у меня умирала собака.И чтобы не рехнуться я решила занять себя чем-то полезным.23 дела оказалось мощным квестом.И Чуня мой залучшел(тьфу!тьфу!тьфу!)потолстел и шлёт вам привет.А я узнала много полезного и нового.Познакомилась с вами,моими соучениками.Спасибо вам,Волна,Ольга Озюма,Лена Дегтярева и все-все-все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, думаю блог это как раз то место где можно и должно и рефлексировать, и обсуждать, и задавать вопросы и искать на них ответы... У меня у самой с критическим мышлением плохо, поэтому у других особенно это качество ценю. )
      А свои "технические" способности недооценивайте! Вам просто надо было в тему "погрузиться"... Успехи ваши сами за себя говорят.

      Удалить
    2. ... в смысле. не надо недооценивать... )))

      Удалить
    3. Я погружаюсь )))) в тему и так 23 раза.Были и радости, конеШно и много)


      Удалить
  4. Людмила, здравствуйте. Очень рада очередному Вашему посту. Так уж получается, что я много у коллег читаю, но, к стыду своему, очень мало комментирую. А тут решилась. Позволите?
    Про сторителлинг я тоже сейчас думаю, ношу в голове пост. Мне, как и вам, в этом курсе ничего просто не дается. К сторителлингу отношусь двояко. С одной стороны, я чувствую ту самую манипуляцию, о которой вы написали. Меня это не может не раздражать. Я против манипуляций, против модных НЛП в образовании и тому подобных вещей. Но с другой стороны, рассказывание историй при разговоре об авторе, о книге мне кажется привлекательным. Только это делать нужно как-то иначе, не так, как в западных книгах. Я уже который раз берусь за книгу по сторителлингу и откладываю, что-то мешает принять.
    Но я убеждена, что эта идея рассказывания историй продуктивна для нашей работы, для нашей культуры. Нужно только правильный найти угол зрения. Слова, входящие в русский язык, называют обрусевшими. Вот и здесь должно пройти некое осмысление и "приручение" технологии, она должна "обрусеть", чтобы стать приемлемой, а для этого нужно уйти от манипуляции.
    Извините, Людмила, что так пространно на вашей страничке пишу. Но вы помогли облечь в слова то, что тревожит и не дает покоя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю,Елена.
      КонеШно,кто же против историй?
      Это здорово.Притчи.Сказки.Байки.Анекдоты-всё это живое,настоящее.
      Но учить делать историю как надо-это уж курсы для рекламщиков)))Это самопиар.Наверное,это полезные умения.Но почему библиотека-то?
      Я очень рада Вашему ответу.Правда)

      Удалить
    2. Видела я интересные программы-живых презентаций.
      Мультипликации и прочее.
      Это очень здорово.Но достаточно дорого-тыЩ по 30(
      Я меньше зарабатываю.Эти штуки делают для продвижения сайтов,на которых потом зарабатывают.Всё это профессионально.Но...............))))

      Удалить
    3. А я вот думаю, что можно интересную историю и простым Power Point сделать. Озвучить, анимацию внедрить. И будет такая красота, что сами рекламисты будут стоять у библиотекарей в очередь, чтобы научиться. :) Но это чисто технический вопрос. Меня больше вопрос содержания волнует. Вот никак пока не могу понять: сторителлинг - это рассказывание историй только по тому сценарию, что мы видим в бизнесе и рекламе? Или возможны другие варианты? Можно ли ставить как ключевую задачу эстетическое воздействие на зрителя? Я за эстетику. В этом для меня и есть разница. Манипуляция или воздействие прекрасным.
      Я сумбурно пишу, наверное. Это все потому, что не разобралась сама. Ищу вместе с вами.

      Удалить
    4. Это замечательная мысль у вас, коллеги, привнести в новую методику что-то свое, национальное, традиционное... Переработать, так сказать, творчески.
      А ещё, думаю, во многом это все вопросы терминологии у нас: манипуляция или воздействие?; реклама, самопиар или привлечение к чтению, к книге, к библиотеке? Так ли это важно как это называется? Важно, что вы в это вкладываете...

      Это я тоже вместе с вами рассуждаю.... ))

      Удалить
    5. И это замечательно!для того и учились)))

      Удалить
  5. Людмила, поздравляю вас с окончанием курса! Очень приятно было с вами общаться и я не хочу расставаться ни в коем случае. Мы обязательно встретимся с вами на следующих курсах. Теперь вы в связке, вам не соскочить!
    Почти все, что вы писали о себе, я могу записать на мой счет. После того, как я прошла первое обучение на ВикиСибириаДе, я была, как человек, которого раскрутили-раскрутили и отпустили - все, голова кругом, за все хочется схватиться, но ориентации в пространстве никакой. А ты переполнен! А как устала! Бедный мой мозг! Не могла отдышаться и твердила: все, все, хватит. Только отдышалась - новое предложение. С ужасом опять стала учиться. И к концу курса вдруг осознала, что стала переживать, что скоро все закончится. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо,Ольга за Ваш коммент.
    Он мне Душу согрел.КонеШно во время учёбы мы ещё и сдружились и это бесконечно хорошо.Курс дал мне очень много.Я узнала в общем о немыслимых для меня вещах.Я даже и не представляла!...Учиться..?Ну конечно же!Всегда.Мы не прощаемся,нет.))) Но этот курс для меня слишком социален(нацелен на активное присутствие библиотеки во всем),что понятно и востребовано временем.Только сегодня я ни за что не выбрала ЭТУ специальность.ТАКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.Не моё.(Мне это нравственно и психологически тяжело.Я не хочу водить народы.Я хочу работать с информацией,как оказалось.Поэтому некоторые задания-Скайп,чекины и пр.я делала через силу.А то что раньше мне давало силы и опору в сети(общение в ЖЖ,скажем)пришлось забросить.Точка уюта внутри напрочь была утеряна на время прохождения курса.))))Чужая я на сём празднике жизни(((..Обнаружилосась общая непришейкобылехвостость моя.Вы молодцы!Вы активны и понимаете,что делаете.Вы-настоящие современные библиотекари.Я радуюсь на вас.Мне,к сожалениию,это не дано

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, да ведь вы по натуре своей человек ведущий! Вы только гляньте, как мы на вашу искренность потянулись! Так что быть вам в гуще и людей и информации! Это же ваше!

      Удалить
    2. Спасибо,Ольга
      Ну я же по натуре унылый осёл Иа-Иа.)))Всё нормально.
      Просто книг мало во всём этом.И это печально.Но курс того и не обещал))))..Кстати,читалки,о которых я узнала из курса работают отлично.Возможно я просто одичала в своей убогой(и поделать ничего нельзя)библиотеке...Не люблю массовку.Делаю через силу.А хотят именно ёё.Спасибо за беспокойство.Такса Люда

      Удалить
  7. Людмила, с удовольствием передаю вашему блогу эстафетную награду Liebster Blog Award! Подробности в блоге "Что творим в библиотеке!" http://chtotvorimvbiblioteke.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо..Но я не поняла-что я должна сделать?Если кого-то оценить,то я пасс(
    Где есть первые,там есть и последние.Я принципиально))))последняя.Увы...Библиотека,она живая.Её не надо "творить".Её надо беречь и слышать.И тут такса...заплакала.Простите(

    ОтветитьУдалить